Дизельные электростанции широко используются в бытовых условиях и на многих производственных предприятиях. При этом, на рынке представлены разные типы дизель генераторов, которые отличают уровнем мощности, особенности конструкции и функциональные возможности.
Классификация генераторов по назначению
По уровню мобильности, электростанции с дизельным ДВС можно поделить на:
- передвижные, устанавливаемые на автомобильные шасси, что дает возможность быстро доставлять их в точку применения. Как правило, это установки, имеющие среднюю либо большую мощность, с шумоизоляционными кожухами;
- стационарные, представленные мощными трехфазными промышленными установками, имеющими четырехтактные ДВС и принудительную систему охлаждения. Используются в качестве аварийного либо основного источника электроэнергии;
- портативные, с ручным запуском двухтактного мотора небольшой мощности. Такие компактные аппараты предназначены для энергообеспечения небольших объектов.
С учетом области применения, известны следующие виды дизельных генераторов:
- осветительные, комплектуемые специальными мачтами, с источниками света высокой мощности. Местом их применения могут быть стройплощадки, аварийные участки различных коммуникаций и прочие объекты, удаленные от стационарных источников энергоснабжения;
- силовые, комплектуемые выпрямителями, корректирующими напряжение в сети;
- специального назначения, отличающиеся высокой мощностью и стабильностью сигнала. Такие установки оснащаются емкими топливными баками и асинхронными альтернаторами. Служат для аварийного энергообеспечения АЭС, медучреждений и прочих стратегических объектов.
Мощность и особенности конструкции
С учетом способа, которым магнитное поле передается на обмотку статора, генератор электростанции может быть:
- синхронным, с дополнительной обмоткой на роторе двигателя, создающего переменное магнитное поле. Такой альтернатор отлично справляется с сетевыми перегрузками, но стоит немало;
- асинхронным, без обмотки на роторе, выдающим ток, с напряжением, имеющем нестандартную частоту, исправляемую инвертором. Такие типы дизельных электростанций не подходят для сетей, в которых возможны продолжительные перегрузки сигнала.
Что касается мощности, то станции делятся на установки:
- малой мощности, до 20 киловатт. Это бытовые модели, с воздушным охлаждением ДВС, с большим числом оборотов;
- средней мощности, до 200 киловатт. Как правило, это передвижные станции, с защитным кожухом, подключаемые к потребителю с помощью специальных разъемов;
- особо мощные, более 200 киловатт. Они могут устанавливаться стационарно либо на грузовом прицепе.
Варианты исполнения
Дизельные генераторы выпускаются с разными системами охлаждения:
- воздушной, которой, как правило, наделены установки малой мощности;
- жидкостной, используемой на мощных станциях.
Частота вращения двигателя также имеет немалое значения. Моторы на 1500 оборотов в минуту выделяются высокой надежностью и способностью к длительной эксплуатации без обслуживания. Установки на 3000 оборотов в минуту способствуют быстрой реакции на колебания напряжения и используются на резервных станциях.
Кроме этого, генераторы отличаются количеством фаз и могут быть:
- однофазными, выдающими ток, с напряжением 220 вольт;
- трехфазными, обеспечивающими 380-вольтное питание.
Электростанции выпускаются с системой запуска:
- ручной, используемой только на маломощных компактных установках;
- дистанционной, с электростартером, работу которого обеспечивает компактный электромотор постоянного тока, питающийся от аккумуляторной батареи;
- автоматической, включающей станцию, при отключении основного источника электроэнергии.
По исполнению, генераторы делятся на:
- открытые, размещаемые в специальном помещении;
- с защитным шумоподавляющем кожухе;
- дизельные электростанции контейнерного типа, помещенные в специальный металлический модуль.