Хотя бензиновые и дизельные электрогенераторы и используются для достижения одной цели, заключающейся в выработке электрической энергии, некоторые нюансы их применения могут существенно отличаться. Это вполне объяснимо наличием конструктивных отличий, во многом определяющих особенности их эксплуатации и функциональные характеристики. И хотя в обоих случаях для вращения вала альтернатора используются двигатели внутреннего сгорания, они имеют несколько разную конструкцию, используют разные типы топлива, по-разному готовят топливную смесь и поджигают ее в цилиндрах, что может оказывать существенное влияние на мощность и режим работы, а также моторесурс электростанций.
Что влияет на ресурс генераторов
При сравнении бензинового и дизельного двигателя электрогенератора, без учета непосредственного альтернатора, можно отметить, что их ресурс зависит от:
- особенностей конструкции и принципа работы. В бензиновом движке топливо смешивается с воздухом в карбюраторе, после чего смесь подается в цилиндр, в котором она воспламеняется искрой свечи. В дизеле, сначала происходит втягивание в цилиндр воздуха, который сильно сжимается и нагревается во время обратного движения поршня, после чего выполняется впрыск солярки. Она воспламеняется, под действием высокой температуры и толкает поршень. То есть, в дизельном двигателе отсутствует система зажигания, но необходимость высокой степени сжатия воздуха требует достаточно прочной и надежной конструкции;
- материала изготовления блока цилиндров. Чугунные изделия служат существенно дольше, нежели алюминиевые;
- вида используемого топлива. Бензогенераторы заправляются бензином А-92 либо А-95, а дизельные – соляркой. При этом, в отличие от бензина, дизтопливо выполняет и функции смазочных материалов, способствуя снижению износа цилиндров и поршневых колец;
- вида системы охлаждения. Воздушное охлаждение используется на станциях невысокой мощности, а для более продуктивной установки понадобится жидкостная система;
- уровня КПД. У дизеля степень сжатия составляет 18-22 единицы, а у карбюраторного движка – 9-10. Кроме того, дизельный двигатель обладает более качественной регулировкой состава топливной смеси, что способствует высокой эффективности сжигания топливной смеси. КПД дизельгенератора, при номинальной мощности, как правило, на 20% выше, чем у карбюраторного. А на других режимах эта разница может вырасти и до 40%. Значит, на получение единицы электроэнергии, станция, работающая на солярке, будет расходовать топлива меньше, чем бензиновая.
Моторесурсы электростанций
Если говорить конкретно о моторных ресурсах двигателей на бензиновых и дизельных электрогенераторах, то нужно отметить, что у дизелей этот показатель всегда выше.
В случае с бензогенераторами, ресурс движка:
- двухтактного невысокой мощности с алюминиевым блоком цилиндров и боковыми клапанами обычно не превышает 500 моточасов;
- с чугунными гильзами цилиндров и боковым размещением клапанов – 1500 моточасов;
- высокой мощности с чугунными гильзами и верхним расположением клапанов, в которые масло подается под давлением, наделены моторесурсом в 3000 часов.
Что касается дизельных установок, то их ресурс зависит и от системы охлаждения и числа выполняемых оборотов. У небольших станций этот показатель может быть от 3000 до 7000 моточасов. При этом, у низкооборотных генераторов, на 1500 оборотов в минуту, он ощутимо больше, нежели у высокооборотных моделей на 3000 оборотов в минуту. Так, например, низкооборотные стационарные электростанции, имеющие жидкостное охлаждение, способны продуктивно трудиться до 40000 часов.