В районах, в которых отсутствует возможность подключения к централизованным электросетям, дизельные электростанции являются наиболее востребованными источниками электроэнергии.
Это достаточно надежные и выносливые установки, способные, в большинстве своем, работать непрерывно, стабильно обеспечивая электричеством обслуживаемые объекты.
Как устроен дизельный генератор
Устройство и принцип работы дизельного генератора интуитивно понятен. Он состоит из:
- дизельного ДВС;
- электрогенератора;
- электрощитовой.
Что касается принципа функционирования станции, то он основан на вращении ротора генератора, приводимого в движение валом дизельного двигателя, в результате чего, создается необходимый уровень электродвижущей силы и происходит выработка тока нужной частоты.
При этом, эффективность электрообеспечения, во многом, определяется равномерностью вращения вала ДВС и способностью нейтрализовать значительные перепады при отборе мощности. То есть, от электростанции требуется стабильная работа в автоматическом режиме. Поэтому, дизельгенератор дополнительно комплектуется:
- механическим либо электронным регулятором оборотов двигателя;
- воздушным и топливным фильтрами тонкой очистки, позволяющими подготовить качественную горючую смесь;
- масляным фильтром тонкой очистки;
Кроме этого, электросхема дизель-генератора включает различные датчики, контролирующие функционирование основных компонентов установки.
Двигатели могут иметь рядное либо V-образное расположение цилиндров. Рядные отличаются большой длиной, поэтому, на особо мощных установках используются более компактные V-образные ДВС. Помимо этого, все станции, чья мощность превышает 15 киловатт, наделены исключительно жидкостной системой охлаждения. Такие установки менее шумные и обладают большим ресурсом.
Виды дизельных генераторов
Устройство и принцип работы дизельной электростанции является одинаковым для всех моделей. Но они могут отличаться некоторыми техническими особенностями, определяющими их назначение и условия эксплуатации. Так, они могут классифицироваться по:
- мощности, разделяясь на маломощные, мощностью до 50 киловатт, средней мощности, 50-200 киловатт, и высокомощные, более 200 киловатт;
- типу охлаждения, с воздушным и радиаторным охлаждением. При этом, радиаторное охлаждение может быть водо-воздушным, предполагающим остужение охлаждающей жидкости атмосферным воздухом, и водо-водяным, предусматривающем использование воды из внешних источников;
- назначению. Станция может быть осветительной, силовой, способной справиться с существенными перепадами мощности, и специального назначения, для резервного использования на АЭС, в медучреждениях и прочих экстренных ситуациях;
- мобильности. Выпускаются установки для стационарного размещения, передвижные и портативные, которые можно легко перемещать вручную;
- способу генерации электромагнитных полей. Электростанции могут быть с синхронным генератором, способным долго работать под силовыми нагрузками, и асинхронным, более простым и надежным;
- количеству фаз. Устройство дизельной электростанции может предполагать наличие однофазного выхода на 220 вольт или обеспечивать трехфазную генерацию, имея выходы на 230 и 400 вольт;
- типу исполнения, предусматривающему установку в специально оборудованном помещении, с защитным кожухом, позволяющим использовать установку на улице, или размещение в контейнере, для использования станции в отдаленной местности на открытой площадке.
Основные итоги
Дизельгенератор, благодаря своей надежности и выносливости, может быть использован в качестве основного источника электроэнергии, если отсутствует какая-либо альтернатива. Кроме этого, что КПД дизельной электростанции достаточно высок, что позволяет говорить о весьма рациональном использовании топлива.