Интернет магазин VINUR
Корзина
Мы работаем в штатном режиме! Доставляем Вам товар с учетом безопасности!

Устройство и принцип работы дизельного генератора

  • 25.10.2018

Дизельная электростанция – наиболее распространенный источник электропитания в удаленных населенных пунктах, не имеющих связи с сетевыми энергокоммуникациями. Устройство и принцип работы дизельной электростанции интуитивно понятны. Дизельный двигатель в автомобиле через трансмиссионную систему и дифференциал передает вращательный момент коленвала непосредственно на колеса. В случае же с электростанцией мы никуда не едем, потому вращательный момент нам не нужен. А необходим нам электрический ток.

Как же работает дизель-генератор? Для этого убираем всяческую трансмиссию (кроме, возможно, карданного вала) и устанавливаем прямо на одном валу с коленвалом дизеля электрогенератор. Получается, что коленчатый вал вращает непосредственно ротор генератора, что и создает нужный уровень ЭДС (электродвижущей силы) и ток требуемой частоты.

устройство и принцип работы дизельной электростанции

Особенности устройства дизель-генератора

Любая дизель-электростанция состоит из трех отличающихся составных частей:

  • дизельный двигатель внутреннего сгорания;
  • электрогенератор;
  • электрощитовая.

Устройство и принцип работы дизельного генератора отличается от автомобильных ДВС, прежде всего, повышенными требованиями к равномерности вращения вала и способности сглаживать сильные перепады в отбираемой мощности. В автотранспорте, если машина едет недостаточно быстро или же замедляется на уклоне, то водитель просто поддает газу. В случае же с дизельным генератором требуется, чтобы система работала равномерно в автоматическом режиме и никого не устроит, если лампочки в домах будут мерцать и вообще, изменять свою светимость.

Поэтому в комплект оборудования дизельной электростанции дополнительно входят:

  • электронный или механический регулятор оборотов;
  • фильтры более качественной (тонкой) подготовки горючей смеси: топливный и воздушный;
  • фильтр более тонкой очистки масла;
  • датчики работы составных агрегатов дизеля.

Дизельгенераторы, используемые для электростанций, могут быть рядными или V-образными. Первые имеют большую длину, поэтому для более мощных станций используются компактные V-образные двигатели. Кроме того, начиная с мощности в 15 кВт, все дизеля, которыми комплектуются электростанции, имеют исключительно жидкостное охлаждение (эти двигатели гораздо менее шумны и имеют больший технический ресурс).

как работает дизель генератор

Разновидности дизель-генераторов

Устройство и принцип работы дизельного генератора у всех станций одинаков. Однако, в зависимости от условий работы и предназначения они могут иметь различные технические особенности. Дизель-электростанции (ДЭС) классифицируются:

В зависимости от мощности (1 кВт соответствует примерно 1,4 л.с.):

  • до 50 кВт – станции малой мощности;
  • от 50 до 200 кВт – станции средней мощности;
  • свыше 200 кВт – высокомощные дизель-электростанции.

По типу охлаждения различают:

  • воздушное охлаждение;
  • радиаторное, которое само подразделяется на:

    1. водо-воздушное (когда охлаждающая жидкость в радиаторе остужается воздухом из атмосферы);

    2. водо-водяное (когда для остужения охлаждающей жидкости из двигателя используется вода из стороннего источника: водопровода или пруда-конденсатора).

Разделяются ДЭС и по типу использования:

  1. осветительные (используемые, преимущественно, для освещения);
  2. силовые (более приспособленные для серьезных перепадов требуемой мощности);
  3. станции специального назначения (в задачу которых входит резервирование мощности для возможных чрезвычайных ситуаций. Например: резервные дизель-генераторы для питания ГЦН на АЭС или же менее мощные ДЭС в больничных комплексах. Такие станции большую часть всего времени своего существования не должны работать!).

Классификация по признаку стационарности:

  • стационарные ДЭС;
  • передвижные;
  • портативные (это самые маломощные, но при этом легкие и компактные генераторы, которые можно передвигать вручную).

По типу генерации электромагнитного поля:

  • синхронные (такие генераторы способны дольше выдерживать силовые перегрузки);
  • асинхронные (более простые в устройстве и более надежные).

Дизель-генераторы различаются в зависимости от количества фаз:

  • однофазные устройства (с одним выходом на 120 вольт);
  • трехфазные агрегаты (с двумя выходами на 230 и 400 вольт).

По способу исполнения:

  • ДЭС открытого исполнения (станция предназначена для установки в специально оборудованном для нее помещении);
  • дизель-генераторы, закрытые кожухом (предполагается устанавливать такую станцию на открытом воздухе;
  • контейнерные ДЭС (крайне удобный способ формирования энергомощностей в отрезанной от внешних сетей местности – достаточно просто установить контейнер на ровную и прочную поверхность и подвести электрокоммуникации).

Выводы

Дизель-генератор – это крайне удобный способ организации энергоснабжения в местах, отдаленных от централизованных сетевых коммуникаций. Помимо перечисленных разновидностей ДЭС, существуют еще и станции с когенерацией, которые позволяют отбирать и использовать тепло с радиаторов, а также с выхлопных газов дизеля. Получается, что такая станция генерирует не только электроэнергию, но и тепло.

Как следствие, существенно растет экономическая привлекательность таких электростанций (уже полноценных теплоэлектроцентралей). А вкупе с постоянно совершенствующейся конструкцией самих ДВС (повышением их КПД) это создает реальную альтернативу централизованным системам тепло- и электроснабжения.